Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Донское

Опыт работы консультационного пункта в ДОУ для родителей неорганизованных детей

 Сегодня мы хотели бы поделиться опытом создания Консультационного пункта для родителей на базе МБДОУ.

Прежде всего, напомню вам нормативно-правовое обеспечение организации деятельности консультационного пункта в ДОУ.

Как известно, государство начинается с семьи, и в статье 18 Закона об Образовании записано, что первыми педагогами детей являются родители. А задача работников дошкольного образования - помочь родителям осваивать эту новую социальную роль.

На федеральном уровне приняты нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность консультационных пунктов, это Федеральный Закон об образовании пункт статья 64, пункт 3, от 29.12.2012 года № 273.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в федеральных документах звучит термин «консультационный центр», мы же используем термин «консультационный пункт», это различие заключается не в содержании деятельности, а скорее в масштабе самой формы и её автономии, так Центр может быть создан, как отдельная юридическая организация и иметь в своём штате большее количество разных специалистов. КП организуется на базе дошкольного учреждения с привлечением только тех специалистов, которые работают в данном учреждении.

«Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах РФ консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности» (Минобрнауки России, 2015год).

Позиция ФГОС дошкольного образования заключается в том, что дошкольные учреждения выделяет сотрудничество ДОУ с семьёй. Коллективы ДОУ осуществляют вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.

На региональном уровне выпущено Постановление Правительства Нижегородской области № 373 от 04.06.2014 года «Об утверждении Положения о предоставлении родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультативные центры».

Согласно государственной политике, вопрос создания консультационных центров и пунктов на базе дошкольных организаций занимает важное место.

КП является структурным подразделением муниципального учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

КП создан для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 0до 7 лет.

Цель создания КП - оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям в выявлении проблем в развитии детей и их коррекции.

Основными задачами КП являются:

• Повышение осведомлённости родителей в вопросах образовательных проблем.

• Активизация родительской позиции, формирование социального партнёрства с родительской общественностью.

• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

• Информировать родителей об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Основные функции КП:

• Диагностическая (психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка).

Консультационная (консультирование родителей детей).

• Методическая (обеспечение методического сопровождения и анализ полученных данных).

За получение услуг консультационного пункта плата с родителей не взимается.

КП на базе дошкольного учреждения открывается на основании приказа заведующей при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.

Для работы консультационного пункта используется штат работников МБДОУ.

В состав КП входят:

руководитель консультационного пункта : педагог-психолог;

сотрудники консультационного пункта : воспитатели, медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре; в зависимости от кадрового обеспечения, запросов родителей, педагогический состав КП может меняться.

Общее руководство и контроль за деятельностью консультационного пункта осуществляется заведующей МБДОУ. Отчёт о деятельности пункта заслушивается на итоговом заседании педагогического совета ДОУ.

Оказание педагогической помощи родителям осуществляется специалистами консультационного пункта в соответствии с графиком работы, утверждённым руководителем образовательного учреждения по представлению руководителя КП.

Приём родителей в консультационный пункт осуществляется в течение года в зависимости от возможностей учреждения и запроса родителя на основе личного заявления.

Организация предоставления услуг по оказанию педагогической помощи осуществляется на основании: обращения родителей, зарегистрированных в установленном порядке в журнале регистрации родительских обращений и заключения договора между МБДОУ и родителями. В ДОУ разработано и утверждено Положение о КП, ежегодно составляется план работы КП на учебный год.

На сегодняшний день деятельность КП рассчитана как на родителей, чьи дети от рождения до 7 лет не посещают дошкольное учреждение, так и на родителей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение.

Самым сложным в организации работы КП в первый год - стало масштабное информирование родителей о предлагаемой услуге. Оповещение об открытии Пункта происходило через сайт ДОУ, объявления в СМИ, а так же путём распространения объявлений в учреждениях культуры, здравоохранения, образования.

Взаимодействие с родителями и детьми в консультационном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В КП организуются лектории, теоретические и практические семинары, мастер-классы для родителей и детей.

Основная форма – адресные консультации, по запросу родителей.

Наиболее востребована у родителей такая форма взаимодействия, как индивидуальные консультации со специалистами по наиболее актуальным вопросам развития и воспитания их детей.

В дошкольном учреждении  в рамках организации работы Пункта ежегодно проводятся встречи с родителями по актуальным вопросам развития и воспитания детей : «Ясли - это серьёзно», «Шесть шагов к здоровью», «Дошкольный возраст –э то серьёзно», в которых приняли участие - 23 родителя.

Большой интерес у родителей вызывает такая форма взаимодействия, как проведение мастер – классов. Причём, в них участвуют и дети и родители. За время работы консультационного пункта было проведено 2 мастер-классов:

• Мастер-класс «Массаж и профилактика плоскостопия у малышей»;

• Мастер-класс «Песочная арт-терапия»;

Перспективу деятельности консультационного пункта мы видим в расширении спектра предлагаемых услуг, и, конечно, мастер-классов, как возможности совместного деятельного, развивающего времяпровождения детей и родителей.

Так, на ближайшую перспективу, мы планируем провести:

• мастер- классы по «Песочной арт-терапии» для неорганизованных детей и детей-инвалидов дошкольного возраста.

• Для будущих и молодых мам планируем провести цикл просветительских встреч по знакомству с программой «Кроха».

Работа Консультационного пункта реально помогает неорганизованным детям и их родителям своевременно решать проблемы развития и воспитания, повышает педагогическую компетентность родителей, помогает наладить доверительные отношения с семьями воспитанников и, в конечном счёте, повышает уважение к коллективу учреждения и в целом к системе дошкольного образования.

28 мая 2023 в 17:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.